ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципальной казенной дошкольной образовательной организации – детского сада ЦРР «ТЮЛЬПАН» в соответствии с ФГОС дошкольного образования на 2018-2023гг
Описание образовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Образовательная программа МКДОУ детского сада «ТЮЛЬПАН» Кизилюртовского
района – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения,
характеризующий специфику содержания образования и особенности организации
образовательного процесса.
Программа обеспечивает
возможность достижения воспитанниками социально-нормативных возрастных
характеристик на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Структура основной общеобразовательной программы ДОУ включает трех основных разделов:
1. Целевой – пояснительная записка и планируемые результаты освоения
программы.
2. Содержательный - описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях;
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
3. Организационный – описание материально- технического обеспечения Программы,
обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды.
Настоящая образовательная программа
разработана рабочей группой педагогов
детского сада «ТЮЛЬПАН»
с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения и региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, а также определяет цель,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного
процесса на ступени дошкольного образования. В программе учтены концептуальные
положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы: создание условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к
обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Образовательная программа детского сада «ТЮЛЬПАН» разработана в соответствии с
основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:
федерального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября
-«Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа –
образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013
года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Регионального
уровня:
а) Республиканской
целевой программой «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015
годы», утвержденной Законом РД от 08.02.2011г., № 13;
б) Концепцией развития
дошкольного образования в Республике Дагестан (Махачкала,
1.1.1. Цели и задачи реализации
программы дошкольного образования
Цели
и задачи деятельности ДОУ «ТЮЛЬПАН» по реализации основной образовательной
программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ , реализуемой
комплексной программой «От рождения до школы» с учетом регионального
компонента, потребностей детей и
родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель
реализации основной образовательной программы
дошкольного образования в соответствии
с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа
направлена на:
·
создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
·
на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели
предусматривает решение следующих задач:
1.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
2.
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4.
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6.Формирование
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
7.Обеспечение
вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей.
8.Формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Разработанная
программа предусматривает включение
воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики
Дагестан. Основной целью работы является
развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных
ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.1.2 Принципы и
подходы к формированию Программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1.Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности
детства как важного этапа в общем развитии человека.
2.Личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей или законных
представителей, педагогических и иных работников ДОУ ) и детей.
3.Уважение личности ребенка.
4.Реализация программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы
дошкольного образования
1. Полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования).
3.Содействие и
сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с
семьей.
6.Приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности.
8.Возрастная
адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной
ситуации развития детей.
Принципы, заложенные
в программе
«От рождения до школы»
В Программе на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.
В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании само ценности дошкольного
периода детства.
Программа построена на позициях
гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее
развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая
регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке
Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного
образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и
укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение)
развития на основе организации разнообразных видов детской творческой
деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как
ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и
др.).
Авторы
Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем
обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно
организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое
развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга
процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития
ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает
как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все
основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до
школы.
Программа строится на
принципе культур сообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет
национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование
рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам
человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Программа «От рождения
до школы»:
•соответствует
принципу развивающего обучения;
•сочетает
принципы научной обоснованности и практической применимости;
•соответствует
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные
цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
•обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
•строится с
учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
•основывается
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•предусматривает
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•предполагает
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
•допускает
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
•строится с
учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами
и между детским садом и начальной школой.